Советы учителя-дефектолога

«Использование средств дидактической игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Материалы данной разработки, выполненной студенткой Института инклюзивного образования БГПУ Авдей Ксенией Сергеевной (научный руководитель – С.П.Хабарова, кандидат педагогических наук, доцент; С.В.Шкляр, учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №92 г.Минска») используются в процессе проведения логопедических занятий и консультирования родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способствуют оптимизации логопедической работы по профилактике оптической дисграфии и дислексии.

Сайт «ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ»

 

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

 

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.

Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

На самом деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило, детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года 

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

  • скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае.

Подготовила учитель-дефектолог Шкляр С.В.

 

свернуть

Особые дети. Аутизм

Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

О том, что с их ребенком, что-то не так, родители начинают подозревать, когда ребенок - аутист еще совсем маленький. В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте 2 мес., ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен, как-бы сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизма в раннем возрасте?

До 1 года эти дети могут мало отличаться от обычных детей. Внимательные родители, уже через месяц - два после рождения ребенка, по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или он испытывает дискомфорт: ему мокро, скучно. С детьми - аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, вместо гуления такие дети используют визг или крик. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны, по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Общение по-прежнему заменяется монотонным криком. Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети - аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова могут использоваться без соответствия их значению, то есть, речь может быть неосознанной. Остается склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребенок выделяет, но особо к ним не привязан, или, по крайней мере, не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть "ты" или "он"- так, как называют его окружающие. В речи могут присутствовать эхолалии - бессмысленные повторения отдельных слов или целых фраз. Иногда эти фразы вычурные, не соответствующие возрасту.

Несмотря на то, что дети - аутисты, уже в возрасте до года отличаются от обычных детей, диагноз часто ставится только после 2 лет, до этого возраста все симптомы, объясняются странностями поведения.

Родители, которые имеют детей - аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком? Можно ли было этого избежать? Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Аутизмом чаще страдают мальчики, расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей - аутистов, примерно 30 % имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так, они нуждаются в обществе, они хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей, помочь им найти контакт с внешним миром. Как же этого добиться? Разработано много упражнений для коррекции поведения таких детей. Но, для того, чтобы появились результаты, эти упражнения должны выполняться регулярно, они должны стать частью жизни ребенка. Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;
  • режим, дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;
  • необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.
  • необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются.
  • не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день:
  • желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
  • большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь "тайный" уголок - место, где он может оставаться наедине со своими мыслями и ему никто не будет мешать;
  • необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;
  • дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка;
  • хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:

1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".

2. Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

8. Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

9. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

Подготовила учитель-дефектолог Поповская Е.И.

свернуть

Причины трудностей в развитии речи детей

Существует много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию.

В от­дельных случаях проблема легко определяется как физическая. Частичная или полная потеря слуха влияет на то, как ребенок обучается, понимает и говорит. Такие особен­ности, как незаращение верхней губы или нёба, влияют на речь.

Однако не все физические недостатки мешают речи. Дети с синдромом Дауна могут, например, пройти те же стадии развития речи, что и здоровые, но гораздо медленнее.

Вызвать языковые трудности может эмоциональная жизнь ребенка. Сюда входят собственные чувства малыша, то, как он относится к своему окружению, реакции на события в его жизни, а также поведение взрослых и других детей. Влияние эмоциональных факторов весьма различно, и делать общие выводы о «хорошем» и «плохом» опыте рискованно, поскольку дети по-разному реагируют в, казалось бы, одинаковых ситуациях.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока неразговаривающим малышом, то этот ребенок может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов, он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым.

Более старший и владеющий речью ребенок может оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаше всего состоит из запрещений вроде «нельзя» или «замолчи».

Роль взрослых в развитии детской речи проявляется еще и в том, как они понимают норму, или что, по их мнению, является «правильной» речью. И повторение вслед или легкое заикание могут перерасти в серьезную проблему, если их реакция заставляет малыша чувствовать себя глупым или шалуном. Взрослые, у которых слишком высокое мнение о языковых возможностях ребенка, могут обескураживать его, постоянно указывая на ошибки.

В отдельных случаях ребенок может быть заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания его погрешностей. Иногда один ребенок сковывает другого, выделяя ему роль малыша. Не всегда при этом «малыш» моложе своего опекуна. Случается, близнецы изобретают собственный язык и таким образом создают самостоятельную ячейку, исключающую общение со сверстниками и взрослыми.

Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни или длительные периоды несчастий. За этим надо следить, хотя, конечно, не все дети реагируют одинаково.

Зачастую не вполне ясно, почему у ребенка трудности с языком или отставание в развитии. Не стоит бесконечно выискивать причины, лучше помочь, начав какую-либо практическую работу с малышом.

 

Дети, которые поздно начинают говорить

 

Некоторые дети отчетливо произносят слова еще в возрасте до года. Большинство начинает пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам должны появляться признаки речи.

Определенное беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются заговорить. Если нормальный ребенок почти двух лет не проявляет потребности заговорить, надо провести наблюдение типичного для него дня.

Желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестом.

Если у него не получается общение со взрослыми, возможно, он пробует установить контакт с другими детьми. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык.

Однако если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловное общение.

Ребенок своим поведением может показать, что понимает определенный объем того, что ему говорят. Это может быть признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает.

Но если уже прошло несколько месяцев после второго дня рожде­ния, все же закономерно ожидать речи и от него самого.

 

 

Исходным для каждого ребенка является его предыдущий опыт.

Специальные игровые занятия с такими детьми могут дать желаемый эффект. Для кого-то из детей может потребоваться до или во время занятий особый подход. Малыш, воспринимавший взрослую речь в основном как упреки в свой адрес, должен усвоить, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребенком и хотят слушать его.

У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и, прежде  всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть.

Если ребенок, не умеющий говорить, невосприимчив в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверить его слух. Очень трудно оценивать слух в период до трех лет, поскольку внимание в таком возрасте ограниченно. Тут надо выявить, не слышит ребенок или не желает слушать.

Но, несмотря на трудности, необходимо добиться проверки слуха, если есть подозрения о частичной или полной его потере. Чем раньше это обнаружится, тем быстрее можно скорректировать работу с малышом или же снабдить его слуховым аппаратом.

 

 

Как побудить детей начать говорить

 

Побуждать ребенка  выучивать простые слова можно, выделяя специальное время на игровых занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс  на успех,  чтобы  последнии стимулировал ребенка.

На  этой  начальной стадии  игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия  предметов,  которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.

Хороший начальный набор пособий для детей, которые пока  не говорят  или только учатся  говорить, должен включать  пять-шесть знакомых  предметов  и  картинок с изображением тех же предметов. Это могут быть кукла, чашка, ложка, игрушечный автомобиль, книжка, расческа  или другие объекты, которые малыш видит каждый день.

Подобрать  соответствующие картинки  очень  легко — вырежьте отдельные страницы из книжек,  в которых  печатается  одна  четкая  картинка на каждой странице. Для более долгого пользования наклейте их на картон и оберните прозрачной пленкой. Есть много способов использования таких наборов предметов и картинок.

Некоторые дети с готовностью и удовольствием воспринимают простые вопросы  и ответы товарищей. Задавать вопросы можно по-разному, чтобы выявить уровень речи и  понимания ребенка. 

 

Если  показывают картинку или предмет и спрашивают: «Что это?» или «Как это называется?», то ожидают, что ребенок даст правильное название. Однако малыш может и без слов показать, что знает название предмета. Так, на вопрос «Где мишка?» или просьбу «Покажи мне чашку»  он  указывает  пальцем или  берет  предмет (картинку) в руки. Если, по мнению взрослых, ребенок чрезвычайно застенчив, то неплохо построить во­прос таким образом,  чтобы он  мог сам  выбрать форму ответа.

Если взрослые чувствуют, что на ребенка прежде оказывалось давление, то целесообразнее не задавать прямых вопросов. Но это не значит, что взрослым следует молчать, они могут разговаривать о занятии и действиями показы­вать, какую игру предлагают.

Дети с ограниченной речью могут понять то, что требуется, после нескольких показов, например простого сравнения или классификации пред­метов.

Другим способом начала обучения простым словам является сопоставление знакомого детям предмета с его изображением на картинке. Сделать это очень просто путем ограничения числа возможных картинок до двух-трех. В несложном разговоре с ребенком взрослый знакомит малыша с названием каждого предмета и его изображением.

Еще одна простая игра: ребенок получает задание рассортировать набор игрушек так, чтобы машины попали в одну коробку, ложки в другую и т. д. Картинки можно разрезать пополам и смешать несколько штук, чтобы получилась простейшая головоломка. Ребенок составляет верхние и нижние части, а взрослый называет предметы, стараясь первое слово предоставить маленькому партнеру по игре, если он к этому готов.

 

В любом из данных примеров речь взрослого должна быть простой и состоять из повторяющихся ключевых слов, без ненужного давления на ребенка («А теперь поищем мишку. Хорошо, ты нашел мишку. А вот и ложка»).

В дальнейшем потребуются два набора одинаковых картинок — один на планшете, а дру­гой - в виде карточек лото. Сопоставление свободных картинок с такими же картинками на планшете может продемонстрировать взрослый: от ребенка не требуется понимания слов, необходимых для объяснения правил. Малыш, усваивающий отдельные слова, пользуется одним планшетом при помощи взрослого; вряд ли он справится с игрой в лото с другими детьми.

Главное в этих играх, чтобы они были простыми.

Когда у ребенка появятся интерес к играм и уверенность в себе, взрослый сможет использовать игровые материалы и об­мениваться с детьми вопросами и ответами для расшире­ния их лексикона.

 

 

Дети, которые не хотят говорить

Некоторые дети предпочитают не говорить, хотя и могут, и такая «избирательная немота», как это принято называть, может быть различной для разных людей и ситуаций. Если взрослый (родитель или любой человек) проявляет  властность, то ребенок иногда реагирует тем, что прекращает говорить. Некоторые дети отказываются говорить в яслях или детском саду, хотя дома они с радостью говорят. Многие застенчивые дети поначалу молчуны, но постепенно обретают уверенность в использовании слов, однако у ряда детей проблема не в одной застенчивости.
Причину молчания такого ребенка определить очень труд но, и взрослые чувствуют себя уязвленными и сердятся. Взрослому надо быть честным с самим собой, чтобы эмо­ции не испортили его контакт с малышом.

Первый шаг здесь — попытаться выяснить, говорит и общается ли молчун с кем-либо? Сотрудники дневных яслей, в которых мне довелось работать, были очень озабочены по поводу как будто бы молчаливого трехлетнего мальчика. Его мало интересовала жизнь группы, и малыша трудно было втянуть в занятия. Озабоченность взрослых ослабла, когда они однажды услышали, что мальчик один в туалете поет песенку, которую отказался петь утром. В разговоре с его матерью выяснилось, что дома малыш говорит о занятиях в яслях и вполне определенно чему-то научился.

Некоторые дети, не желающие говорить в яслях, но охотно говорящие дома, иногда почему-то заговаривали в детском саду. Если ребенка невозможно заставить гово­рить, остается только быть наготове и подбадривать малы­ша. Если он явно что-то усваивает, то вам надо постарать­ся, чтобы ваше неудовольствие не переросло в отрицательное отношение к ребенку. Ребенку надо регулярно создавать возможность поговорить. Но совсем не стоит лишать его игрушек, добавки за обедом и т. п., если он этого делать не хочет. Наказание редко стимулирует у ребенка желание разговаривать и к тому же создает атмосферу борьбы между взрослыми и детьми.

Может обнаружиться, что у ребенка, который молчит и общается с помощью жестов (указывает на игрушки), развитое понимание речи. Пока ребенок слушает и указы­вает, можно проверить, как он понимает вопросы и задания — от простых типа «Где кукла?» до более сложных: «Положи желтый карандаш под коробку и дай мне линейку».

 

ДЕТИ, КОТОРЫХ ТРУДНО ПОНЯТЬ ДРУГИМ

Ребенок, только начинающий учиться говорить, произ­носит некие весьма своеобразные комбинации звуков и слов, понятные только близким взрослым и детям. С развитием речи ребенка чужим становится легче его понимать. Близким малышу взрослым легко усвоить привычку заполнять пробелы в его речи. Тревожит то, что они не осознают, до каких пор можно продолжать это делать. Ведь с возрастом речь ребенка должна становиться яснее. Тут очень хорошим источником может быть опыт гостей, незнакомых с малышом. Порою бывает так, что делается слишком много скидок для ребенка без учета его возраста, тогда как нужны какие-то другие пути, чтобы помочь ему сделать речь более внятной.

Таким детям нужен от взрослых образец ясной и простой речи, который поможет им сосредоточиться за один раз на нескольких четких словах.

Начать надо с попытки замедлить речь ребенка, чтобы понять, сколько слов скрыто в неразборчивом потоке звуков. У некоторых детей с языковыми затруднениями появляется привычка «съедать» начала или окончания слов. Если это накладывается на хаотичность, внезапное отставание и возобновление речи или какой-то выразительный жаргон, понять ребенка в целом невозможно.

Можно выяснить, есть ли в словаре ребенка настоящие слова, попросив его назвать отдельные картинки или предметы. Он может внятно произносить слова по отдельности, но те же слова в предложении наползают на другие, и их нельзя ясно услышать. Большинство из занятий попроще, предлагаемых в данной главе, подходят для того, чтобы ребенок замедлял темп и произносил короткие внятные фразы. Если малышу нравятся песенки и распевки, то они могут оказать хорошую помощь, поскольку стабильный ритм сообщит его речи большую равномерность. Если отдельные слова и короткие фразы ребенка все же понять трудно, необходима консультация логопеда, а то и проверка слуха малыша. Не стоит пренебрегать такой проблемой или делать вид, что понимаешь речь ребенка. Иначе он * либо будет расстраиваться из-за своего недостатка, либо поверит, что его речь понятна окружающим.

 

Трудности артикуляции

Нередко бывает, что в почти школьном возрасте дети затрудняются произносить некоторые звуки. Если этих звуков немного и ребенка не заставляют почувствовать себя глупым, то помощь чуткого взрослого сможет выправить положение. Может потребоваться помощь или совет логопеда, чтобы определить серьезность проблемы и здравый подход к ее решению. Ниже предлагаются несколько простых идей, как помочь детям посредством игры.

Следует внимательно прислушиваться к ребенку, испытывающему трудности с языком. Некоторые дети могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех местах.

Например, умея произносить твердый «к», они говорят «тошта» вместо «кошка». Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметит преднамеренную ошибку взрослого. У других детей звук вообще не получается. Ребенок справляется с трудностями, заменяя одни звуки другими — «лыба» (рыба), «шобака» (собака) — или даже пропуская их совсем — «ка'андаш».

Эти недостатки проявляются сильнее, когда дети пытаются завести разговор, да к тому же быстрый. Хороший способ слушать ребенка — это иметь в распоряжении нехитрую книжку с картинками или набор предметов и спрашивать их названия по одному. Если там встречаются трудные звуки, можно будет услышать, как малыш справляется с ними. Затем составляется список звуков, трудных для данного ребенка, в который включают примеры нарушения произношения этих звуков в словах. Тот, кто имеет фонетическую подготовку, может использовать знаки транскрипции, но примеры ошибок в словах — это весьма практичный способ сбора информации по проблеме.

Если трудности касаются многих звуков, это может серьезно искажать речь и затруднять ее понимание. Даже небольшие сложности произношения могут расстроить ребенка и требуют чуткой помощи. Основа помощи — это дать малышу возможность попрактиковаться, не акцентируя особо его внимание на недостатках. Этой цели могут служить картинки, игрушки, песни, звуковые игры.

Взрослый может использовать метод «ошибка понарошку».

Если вместо «к» говорится «т», надо подобрать несколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Взрослый берет куклу или указывает ее на картинке. С улыбкой спрашивает: «Это букла?» и легко качает головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизво­дит ошибку ребенка: «Это тутла?» Наконец, надо спросить: «Это кукла?» При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, перестаньте подсказывать и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спро­сите: «Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?» Дождитесь ответа «да» и подтвердите: «Да, это кашка».

Другой способ заставить ребенка правильно повторять звуки — это звуковая игра.

Если у него не получается, это еще не неумение произнести слово, и ребенок может уверенно продолжать попытки. При некотором воображении со стороны взрослых различные звуки можно отрабатывать, играя в животных, транспортные средства, используя распевки. Звук «с» можно присвоить змее, «р» — рычащему тигру и так далее.

Когда ребенок освоит звуки в играх, ему, возможно, понравится проговаривать забавные рифмовки. Простейшие фразы вроде «Пушка пухает «пух-пух» лучше взрослых скороговорок. Когда уверенность в обращении с трудным звуком возрастет, ребенок сможет и захочет повторять фразы и детские песенки, совсем недоступные ему ранее.

И последняя рекомендация. Если какая-то определенная замена звуков принята в окружении ребенка, например диалектное «цоканье» и др., то подобное нарушение не следует считать проблемой. Ребенок учится тому, что слышит. Подрастая, он поймет, что другие произносят слова по-иному, и самостоятельно сможет выработать новый акцент.

 

 

Проблемы беглости речи

Очень многие малыши в процессе речи делают на или  повторяются  в  поиске нужных слов. Если взрослые уделяют ребенку время и внимание, его речь постепенно становится более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если вы будете подчеркивать этот недостаток. Лучше всего показать ему, что вы готовы терпеливо ждать, пока он что-то скажет. С таким ребенком не стоит сердиться— это только ухудшит положение. Лучше увер малыша, что вы слушаете и ждете его слов.

Некоторые дети комкают слова просто потому, что . таюгся говорить слишком быстро. Они могут при э; запинаться и возвращаться к началу фразы, делать па; в непредвиденных местах. Опять-таки очень важно пика-' зать малышу, что у взрослых есть время, чтобы его слушать. Если нужно, взрослые могут предложить: «Повто-рп-ка это снова, помедленнее».

Детям, запоминающим или понимающим слова, можно помочь, повторяя с ними стишки или распевки, подобр, ные так, чтобы закрепить размеренный ритм. Это помо» ребенку  настроиться. Также полезно  отбивание ритма в песенках или в процессе игр со звуками и словами. Можно говорить о том, например, как дети взбираются все выше и выше (повышая при этом тон) к вершине горки и съезжают (тон опускается) до самого низа.

Запинки в речи в некоторых случаях возникают на эмоциональной почве. Если взрослый подозревает, что в жизни ребенка происходят тревожные события, он должен проявлять чуткость и терпение. Бывает целесообразно предоставить малышу, возможность выразить свои заботы не с помощью речи, а каким-то другим способом, например через фантазийную игру. Большинство запинающихся детей преодолевают проблему благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых. Однако если эти проблемы семейного происхождения, то тут, конечно, нужен совет специалиста.

Запинающиеся дети в некоторых ситуациях могут чувствовать себя свободнее, и тогда этот недостаток проявляется меньше. Наблюдение за тем, как это происходит, дает взрослому очень полезную информацию. Однако если ребенок часто напряжен и беспокоен, если запинание можно отнести за счет волнения или же оно само заставляет малыша волноваться, требуется помощь логопеда. Другие характерные признаки детского поведения под воздействием запинания включают гримасы, зажмуривание или топанье ногами в трудные моменты речи.

 

Помощь детям в физической координации

Характерной для некоторых детей с отставанием или неупорядоченностью речи является и слабая координация движений. Неловкость может проявляться как затруднение в точных движениях, например при строительстве из кубиков или рисовании, а также в более общем виде, когда ребенок натыкается на предметы, роняет вещи и вообще плохо удерживает руками. Если у читателей есть дети с затруднениями и речи, и координации движений, то можно посмотреть статью Хелен Хейг, рекомендующую, как обра­щаться с «неуклюжими» детьми*. Логопеды также смогут дать консультацию по этой проблеме.

Многие игровые занятия помогают малышам в области физического развития. Ребенку со слабой координацией поможет игровое занятие с уклоном в физическую сторону. Пользование карандашом, ножницами, мелом и другими материалами, что способствует точной координации, по­началу может быть очень трудным и обескураживать. Тут лучше подходят игры, требующие широких движений. Это, например, игры с большими мячами — катание, простые броски и ловля, метание. Хлопки и маршировка способствуют развитию чувства ритма. Полезна игра «Саймон сказал» с простыми правилами — ребенок должен копировать пример взрослого. Она может стать частью приятной игры, в которой найдется дело и другим детям. Взрослый должен быть чутким к тому, на что способен ребенок. Фан­тазийные игры предусматривают больше широких движений, например игра в поезд; более точную координацию (наливание воды, игры с формочками, планшетиками или мешочками) можно отрабатывать, когда ребенок освоит их.

 

 

Риск перегрузки детей взрослой речью

Во многих программах для детей с отставанием в языке особо выделяется роль взрослых, включая вопросы для детей и пути оказания помощи. Появился новый акцент (особенно в ясельном воспитании) —общее значение устных вопросов взрослых к детям, предусматривающих использование различных интеллектуальных навыков. Высказывались аргументы, что подобными вопросами взрослые могут оценить способности ребенка и помочь их дальнейшему развитию. Этот подход применяется, например, в работе Марион Бланк и Джоан Таф.

Однако в работе группы Томаса Корэма из Лондонского университета прозвучало сомнение в эффективности устных требований взрослых, обращенных на навыки детей. В обзоре других работ и докладе о собственных исследованиях Барбара Тайзард утверждает, что повседневный стиль требовательности взрослых в общении с детьми неэффективен для стимуляции обучения ребенка. Группа выявила проблему в том, что дети не обязательно (или вообще не) отвечают на вопросы своих воспитателей. Согласно наблюдениям, которые группа проводила в домашних условиях, тот же ребенок гораздо активнее говорит дома с матерью*.

Одним из практических, выводов был такой, что дети, перегруженные взрослой речью, могут учиться очень быстро, чтобы избегать ответов на вопросы или отвечать лишь несколькими словами. Обе эти реакции очень бедно отражают реальные способности ребенка.

Взрослые, работающие с малышами, могут тут вполне резонно воздеть руки и сказать: «Подумать только! Что же нам делать?» Разочарование вполне понятно. Пытаясь осмыслить различные программы и элементы исследования, полезно помнить некоторые руководящие принципы:

а)      дети много берут от взрослых,поэтому важно,
сколько и как те говорят с детьми;

б)      принятие взрослыми на себя активной роли в фор­
ме требовательного стиля общения с детьми нашло отра­
жение в специальных программах, направленных на обу­
чение детей в некоторых областях знания;

в)      нет свидетельств тому,что такой требовательный
стиль в качестве основной части повседневного общения

взрослых с детьми, действительно помогает им обучаться быстрее, а на деле он может и мешать;

г)       наибольшую требовательность взрослых лучше оста­
вить для специальных игровых занятий с детьми;

д)      взрослым надо обязательно следить за своей речью.
Это, однако, не значит, что любое и каждое общение с
ребенком должно иметь дидактическую цель. Дети имеют
такое же право отдохнуть и позабавиться, как и взрослые,
проводящие с ними время. Перебор в требовательности создает довольно тяжелую атмосферу.

Элементы хорошего общения взрослых с детьми

Выше уже отмечалось, что взрослые чересчур полагаются на устную речь, стараясь, чтобы дети говорили. Полезно всегда помнить, что именно важно в общении взрослого с младенцем, и знать, что то же в основном относится и к общению с более старшими детьми.       »

Некоторые исследователи и практики очень заинтересовались общением матери и младенца*. У младенцев с хорошим развитием способностей к общению постоянно проявляются отдельные важные особенности:

а)      между матерью и младенцем идет двустороннее общение— поначалу это обмен улыбками, потом — звуками;

б)      важным элементом этого общения является то, что мать и дитя вступают в него по очереди, и дитя усваивает правила очередности;

в)      мать реагирует на сигналы ребенка, и ребенок усваивает ряд способов привлечь внимание, начать общение и поддержать его.

Эти мысли об элементах общения можно соотнести с тем, что ранее говорилось о риске перегрузить детей взрослой речью. Если взрослый в разговоре доминирует и определяет тему вопросами, то беседа становится одно­сторонней, а общение несбалансированным. Очередность сокращается или контролируется взрослым, а сигнал, что ребенок хочет общения, лишь изредка принимается взрослым во внимание. Некоторые, дети, похоже, более способны терпеть ограниченное общение, а отдельные ограниче­ния вроде бы неизбежны, когда взрослый работает с группой, но он не должен удивляться, если детей не очень увлекает такое ограниченное общение.

 

 

 

Учитесь слушать детей

Вероятно, недостаток программ, сосредоточенных на том, что взрослые должны говорить детям, — это отсутствие акцента на том, как взрослым надо слушать.

Очень часто взрослые нечутки и друг к другу; неудивительно, что они не слушают и детей. Значение серьезного внимания взрослых к детям уже подчеркивалось; стоит упомянуть его снова.

Ребенок, даже не достигший пяти лет, чувствует, когда взрослый его не слушает. И не потому, что тот отвернулся, когда малыш говорит. Главное — ребенок чувствует, что взрослый знает правильный ответ и готов подсказать нужные слова, чтобы помочь малышу независимо от того, что он уже сказал в интервале.

Взрослым надо прислушиваться, не слишком ли они усердствуют в этом, поскольку в результате ребенок не научится говорить достаточно хо­рошо. Даже самая благорасположенная речь взрослого в конце может оказаться бесполезной, если он не удостаивает ребенка вниманием, не показывает, что слушает, согласуя свои слова с тем, что сообщает ребенок.

  

Чуткость взрослых к своей речи

Одно из главных воздействий на развитие речи детей оказывает речь взрослых. Это проявляется по-разному:

Очень большое значение имеет то, старается ли взрослый говорить с детьми или же для них. Это касается как беседы с малышом, который еще не говорит, так и беседы с ребенком, уже освоившим навыки речевого общения. Необходимо предоставлять детям возможность отвечать в любой удобной для них форме. Разговор взрослого с ребенком, короткий или длинный, принесет наибольшую пользу, если учитываются языковые способности малыша. Конечно, речь взрослого всегда должна быть свободной от всего непонятного для ребенка. Непонимания не возникает, если взрослые всегда будут готовы объяснить, выразить что-то по-иному, если они умеют замечать признаки, свидетельствующие, что малышу что-то неясно.

Речь детей развивается успешнее, когда взрослый старается сделать беседу приятной для них. Неизбежны, конечно, моменты, в которые в речи взрослых звучит «Нельзя!», но преобладать должны все же периоды, когда беседа — источник удовольствия и развлечения

Взрослые могут помочь своим подопечным, прислушиваясь к себе. Важно осознать, какое разнообразие мы можем сообщить в своей речи.

 Подготовила учитель-дефектолог Шкляр С.В.

По материалам сайта:  http://www.detskiysad.ru/rech.html

свернуть

20 простых советов логопеда

Начнем с Вас.

 1. Даже если Вы от природы молчаливы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно если Ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому старайтесь произносить слова более выразительно.

 4. То же, но по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, фразу, меняя порядок слов. « Папа пришел. Пришел наш папа. » « Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал мяч. » Это позволяет ребенку легче услышать и понимать все фразы. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил новое слово, старайтесь употреблять его чаще.

5. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 6. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных семьях.

 7. Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать его. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем - то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз четко, выразительно.

 8. В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Не перебивайте его. Даже если он вообще еще не говорит, чаще разговаривайте с ним, приветствуя и одобряя любой ответ, жест, выразительный взгляд, вокализацию. Поддерживайте его стремление общаться!

 9. Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов, согласная буква с гласной буквой. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

10.Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет, выключайте музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя.

11.Учите в игре. Играя, учите подражать, две собачки лают, переклички: ау- ау. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

 12. .Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать, желания своего ребенка, часто предупреждая их, в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что- либо. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

13. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это активный. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, предметы быта).

14. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях, так Вы сможете день за днем судить о его успехах.

 15. Развивайте фонематический слух. Развивать фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком ( крыса - крыша).

 16. Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова: бух- бух, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов.

17. Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимаются тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение. Уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

 18. Пальцы помогают речи. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она очень тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и... осторожны. Если Ваш малыш, неверно произносит какой - либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сам сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь.

20. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с произношением взрослых.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Шкляр С.В.

По материалам сайта:  http://www.detskiysad.ru/rech.html

 

 

свернуть

Картотека игр и упражнений для формирования у детей коммуникативных умений

Прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Развитие произвольной памяти у детей с трудностями в обучении

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения. Обычно дети легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае, количество запоминаемого материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация и т. д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов ребенок запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведения информации.

Однако произвольное запоминание продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

         У детей же с трудностями в обучении ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.

         Как же правильно организовать работу по формированию произвольной памяти у детей с трудностями в обучении? 

   Определим наиболее важные направления этой работы:

·        Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, имеющих трудности в обучении, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

·        Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.

·        Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный (словесный).

·        Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать  30%  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

·        Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

·        Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

·        В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

·        Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

·        Педагогам и родителям, работающим  с детьми с трудностями в обучении необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

- Слабость  их мыслительной деятельности.

- Пониженная познавательная активность.

- Недостаточность произвольной саморегуляции.

Подготовил учитель-дефектолог Поповская Е.И.

свернуть

Речевой негативизм

Ребенок не говорит - Речевой негативизм «Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?» Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!». И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!». Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол. Заговорит ли после этого малыш? Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение. Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками. В чем проявляется речевой негативизм? Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых. На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем. Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм. Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить? В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития: Первый этап: - развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; - развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого. Второй этап: - обогащение словарного запаса (накопление слов); - развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях. Третий этап: - развитие монологической и диалогической речи. Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга. Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком. Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его! На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова. Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа. Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

Подготовила учитель-дефектолог  Шкляр С.В.

По материалам сайта:  http://www.detskiysad.ru/rech.html

 

 

 

свернуть

13 простых советов логопеда родителям

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  • Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).
  • По любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией.

 

  • Подготовила учитель-дефектолог Шкляр С.В.
свернуть