Советы воспитателя

Консультация для родителей «Веселая математика дома»

     Неоценимую помощь в овладении ребенком дошкольного возраста элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать законные представители. Совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела учебной программы дошкольного образования. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет представления, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны как для ребенка младшего дошкольного возраста, так и  деток постарше (с усложнением). Они не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

  1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»                                                 Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, количественный и порядковый счет . Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

 

  1. Математическая игра «Составь цветок»                     Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их. Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка круг, а лепестки треугольники, квадраты, овалы или круги. Ребенку   предоставляется на выбор собрать цветок с одинаковыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

 

  1. Игра- упражнение «Назови похожий предмет» Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи. Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
  2. Игра «Собери бусы»        

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь. Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, макаронные изделия или любые другие предметы. Конечно, в младшем возрасте последовательность должна быть очень простой, а деткам постарше можно предложить усложненный вариант: цвет, форма, количество,  чередование и т.д.

  1. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»                    

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи. Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

 

Играйте с ребенком с удовольствием!

 

Подготовила зав.по ОД Глинская Т.В.

 

 

свернуть

Для чего важно читать произведения художественной литературы детям


 Читать ребенку…

 Почему важно?        

 Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.

 Зачем?

 Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).

 Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.

 Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.

 Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.

 Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).

       Для детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей)

 Белорусские народные песенки и потешки. "Мышка, мышка, дзе была?", "Верабейчык", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Чыкi-чыкi, сарока", "Люлi-люлi-люлечкi", "Не хадзi, коцiк…", "Ладу, ладу, ладкi…", "Баю-баiнку, баю…", "Iдзi, iдзi, дожджыку…" и др.

 Русские народные песенки и потешки. "Солнышко-ведрышко!", "Ладушки", "Ай, качи, качи, качи!...", "Сорока-белобока", "Киска-киска", "Наша Маша", "Травка-муравка", "Водичка-водичка", "Пальчик-мальчик", "Ножки", "Вот и люди спят", "Скок-поскок", "Божья коровка" и др.

 Песенки и потешки народов мира. "Я козочка" (лит., обр. А.Прокофьева и А.Чепурова), "Люли, люли, моя крошка" (лит., перев. Ю.Григорьева), "Ручки, спляшите разок…" (фр., обр. Н.Гернет и С.Гиппиус), "Лошадка пони" (шотл., обр. И.Токмаковой) и др.

 Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха" (апр. А. Якімовіча), "Дзедава рукавiчка" и др.

 Русские народные сказки. "Колобок" (обр. К.Ушинского), "Калабок" (пер. А.Якiмовiча); "Репка" (обр. К.Ушинского), "Рэпка" (пер. А.Якiмовiча); "Теремок" (обр. М.Булатова); "Козлятки и Волк" (обр. К.Ушинского), "Казляняткi i Воўк" (пер. К.Станкевiча) и др.

 Литературные сказки. Л.Толстой. "Три медведя", "Тры мядзведзi" (пер. А.Якiмовiча).

 Произведения белорусских поэтов. С.Сокалаў-Воюш: "Мышаня", "Мiшка", "Авечка", "Пчолка"; I.Муравейка "Адмарозiў лапкi", Е.Лось "Мая лялька", У.Корбан: "Карова", "Авечка" и др.

 Произведения русских поэтов. А.Барто "Игрушки" ("Козленок", "Лошадка", "Мячик", "Мишка", "Слон", "Грузовик", "Зайка", "Бычок", "Самолет", "Кораблик") и др.

 Произведения зарубежных поэтов. В. Стоянов "Воробей" (пер. с болг. В.Викторова); М.Карем "Мой кот" (пер. с фр. М.Кудинова), "Цыпленок" (пер. с фр. М.Кудинова).

  

      Для детей от 3 до 4 лет (по выбору родителей)

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Бычок", "Вожык", "Горкай, горкай, горачкай…", "Ласачка" и др.

 Русские народные песенки и потешки. "Ерши-малыши", "Дождик, дождь", "Солнышко-ведрышко", "Гуси вы, гуси", "Тили-бом!", "Зайчишка-трусишка" и др.

 Песенки и потешки народов мира. "Кораблик", "Котята" (англ., обр. С.Маршака); "Барабек" (англ., обр. К.Чуковского); "Шалтай-Болтай" (англ., обр. С.Маршака) и др.

 Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка" (апр. А. Якімовіча), "Зайкава хатка" (апр. Я. Коласа) и др.

 Русские народные сказки. "Бычок - смоляной бочок" (пересказ О. Капицы); "Жихарка" (обр. И.Карнауховой) и др.

 Сказки народов мира. "Два жадных медвежонка" (венг., обр. А.Кун и В.Важдаева) и др.

 Литературные сказки. Ш.Перро "Красная шапочка" (фр., пер. А.Введенского), "Чырвоная шапачка" (пер. Р.Яўсеева) и др.

 Произведения белорусских поэтов. А.Дзеружынскi "Пралеска"; А.Бадак "Мышка"; В.Лукша "Вясёлка"; Я.Жабко "Залаты праменьчык" и др.

 Произведения русских поэтов. З.Александрова "Дождик"; Е.Благинина "Загадки"; Б.Заходер "Кискино горе"; С.Маршак "Мяч" и др.

 Произведения зарубежных поэтов. Ю.Тувим "Овощи" (пол., пер. С.Михалкова), "Гароднiна" (пер. А.Вялюгiна i С.Дзяргая) и др.

 Произведения белорусских писателей. Я.Брыль "Жыў-быў вожык" и др.

 Произведения русских писателей. Е.Чарушин: "Лисята", "Воробей" и др.

  

    Для детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей)

 Белорусские народные сказки. "Муха-пяюха", "Коцiк, Пеўнiк i Лiсiца" (апр. А. Якімовіча), "Пшанiчны каласок" (апр. А. Якімовіча) и др.

 Русские народные сказки. "Жихарка" (обр. И.Карнауховой); "Зимовье зверей" (обр. И.Соколова-Микитова), "Зiмоўка звяроў" (пер. А.Якiмовiча); "Гуси-лебеди" (обр. М.Булатова); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Толстого) и др.

 Сказки народов мира. "Колосок" (укр., обр. С.Могилевской); "Рукавичка" (укр., обр. Е. Благининой); "Три поросенка" (англ., пер. С.Михалкова) и др.

 Литературные сказки. Братья Гримм: "Заяц и еж", "Бременские музыканты" (пер. А.Введенского); К.Чуковский: "Федорино горе", "Тараканище", "Телефон", "Тэлефон" (пер. К.Кiрэенкi) и др.

 Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная "Ветлiвыя словы"; В.Лукша "Вясёлка"; Я.Купала "Лiстапад"; Я.Журба "Першыя сняжынкi" (скарочана); Я.Колас "Сонца грэе, прыпякае" (з верша “Вясна”); Л.Дранько-Майсюк "Пра добрую мышку i мудрую кошку" и др.

 Произведения русских поэтов. А.Барто "Уехали"; Е.Благинина "Эхо"; О.Дриз "Правая и левая"; Б.Заходер: "Никто", "Кискино горе"; С.Маршак: "Багаж", "Детки в клетке" (в сокращении); С.Михалков "Дядя Степа"; Д.Хармс "Игра" и др.

 Произведения зарубежных поэтов. Ю.Тувим "Про пана Трулялинского" (пер. с пол. Б. Заходера) и др.

 Произведения белорусских писателей. В.Вiтка "Натальчына сямейка"; Я.Брыль "Жыў-быў вожык" и др.

 Произведения русских писателей. К.Ушинский: "Умей обождать", "Вместе тесно, а врозь скучно"; Л.Толстой: "Пришла весна", "Хотела галка пить"; М.Пришвин "Ребята и утята"; Е.Чарушин "Почему Тюпа не ловит птиц" и др.

 

         Для детей от 5 до 7 лет (по выбору родителей)

Белорусские народные сказки. "Пра Быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб" (апр. А. Якімовіча), "Лiсiца-хiтрыца" (апр. А. Якімовіча) и др.

 Русские народные сказки. "Крылатый, Мохнатый да Масленый" (обр. И. Карнауховой); "Царевна-лягушка", "Морозко" (обр. М.Булатова); "По щучьему веленью", "Хаврошечка" (обр. А.Толстого) и др.

 Сказки народов мира. "У Солнышка в гостях" (словацк., пер. и обр. С.Могилевской и Л.Зориной); "Кукушка" (ненецк., обр. и пер. К.Шаврова) и др.

 Литературные сказки русских писателей. А.Пушкин: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди" (отрывок); П.Ершов "Конек-Горбунок" (отрывок); В.Одоевский "Мороз Иванович"; В.Гаршин "Лягушка-путешественница"; С.Маршак "Двенадцать месяцев"; К.Чуковский "Доктор Айболит" и др.

 Литературные сказки зарубежных писателей. Г-Х.Андерсен: "Дюймовочка" (пер. с дат. А.Ганзен, пересказ Т. Габбе), "Принцесса на горошине" (пер. с дат. А.Ганзен), "Снежная королева" (пер. с дат. А.Ганзен); А.Милн "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б.Заходера); Дж.Родари "Приключения Чиполлино" (пер. с итал. З.Потаповой под ред. С.Маршака); Ш.Перро "Золушка" (пересказ Т. Габбе) и др.

 Произведения белорусских поэтов. Р.Барадулiн "Загадкi на градках"; В.Вiтка "Вавёрчына гора" (казка); Я.Колас "Першы гром" (урывак); Я.Купала "Бай"; С.Шушкевiч "Пракалоў камарык ножку" и др.

 Произведения русских поэтов. С.Есенин: "Береза", "Черемуха"; С.Михалков "А что у вас?"; С.Маршак: "Вот какой рассеянный", "Веселое путешествие от "А" до "Я" и др.

 Басни. И.Крылов: "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица".

 Произведения белорусских писателей. Цётка "Журавель i чапля"; А.Дудараў "Сiнявочка" и др.

 Произведения русских писателей. Л.Толстой "Пожарные собаки"; В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил"; В.Осеева "Волшебное слово", Е.Чарушин: "Хитрая мама", "Медвежонок".

Произведения зарубежных писателей. А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (отрывок) (пер. со швед. Л.Лунгиной).

doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/roditelyam-doshkolnikov/index.php

свернуть

Роля беларускай мастацкай літаратуры ў развіцці дашкольнікаў

Дарослы ведае, што кніга не толькі вучыць, развівае і выхоўвае дзіця, яна абуджае ў маленькім чалавеку самыя разнастайныя творчыя пачаткі, яна дапамагае дзіцячай фантазіі здабыць багатую вобразнасць і ўнутраны сэнс.

Дзіця не можа не гуляць, не выдумляць, не складаць. Гэта непазбежна, гэта яго спосаб пранікнення ў рэальную рэчаіснасць. Але што менавіта ён выдумляе? Як складае і чаму складае менавіта гэта? Якія маральныя і эстэтычныя прычыны праяўляюцца ў дзіцячай гульні, якая патроху, часцяком незаўважна для самога дзіцяці, становіцца яго сапраўдным жыццём? Свет чытання, свет кнігі з яе літаратурнымі і графічнымі выявамі, дапамагае даросламу насыціцца і накіраваць дзіцячае ўяўленне. Кніга падае дзіцяці прыклад творчасці, прыклад творчага стаўлення да рэальнага часу. Менавіта тут, на кніжнай старонцы, малыя сустракаюць ўпершыню гарманічнае адлюстраванне рэчаіснасці. Кніжка распавядае самае галоўнае, паказвае самае прыгожае.

Ёсць у дзіцячай літаратуры розныя кнігі: вясёлыя і сумныя, але яны заўсёды жыццесцвярджальныя. Таму дзеці не могуць не любіць кнігу, таму радуюцца кнізе, як святу. А дарослыя павінны падрыхтаваць гэтую радасць, дапамагчы дзіцяці зразумець, адчуць кнігу ва ўсёй яе паўнаце.

Да нейкага ўзросту дзеці жывуць у казцы, як раўнапраўныя члены казачнага свету. І гэта натуральна, таму што казка блізкая і сугучная іх светаадчуванню. У самым пачатку жыцця яна сустракае дзяцей фантастычнымі вобразамі, займальнымі прыгодамі, маляўнічасцю і яркасцю свайго свету. Уся гэтая свежасць, чысціня, напеўнасць, гарманічная цэласць казкі служаць для маленькіх першым штуршком да развіцця фантазіі, мыслення, творчасці. Прастата і прыгажосць казачных герояў і іх учынкаў неабходныя дзіцячай свядомасці як першае адлюстраванне свету, сапраўдных чалавечых адносін у чыстым люстэрку сапраўднага мастацтва.

У кожнай казцы пракладзеная мяжа паміж Дабром і Злом. Яны непрымірымыя ворагі, яны знаходзяцца ў адвечнай барацьбе. І ў гэтым проціборстве заўсёды перамагае Дабро, заўсёды перамагае справядлівасць. Гэтая ідэя перамогі Дабра над Злом заўсёды пераканаўчая, таму што выношвалася і нараджалася разам з узнікненнем свядомасці людзей і ўдасканальвалася разам з яго развіццём, таму што працятая верай і надзеяй ўсяго чалавецтва ва ўрачыстасць добрых спраў. А вера гэтая падмацавана часам. Менавіта таму такая моцная казка і менавіта таму дзеці так вераць у яе. У амаль любой народнай казцы ўсё падпарадкоўваецца толькі дасканалым законам чалавечага быцця, тым ідэалам, якія прайшлі праверку многіх пакаленняў людзей, выкрышталізаваліся, сталі агульначалавечымі. І дзецям лёгка прыняць гэтыя ідэалы, лёгка пагадзіцца заканамернасцю.

 Вельмі важна для дзяцей, што ў казцы герой, які ўвасабляе дабро, заўсёды станоўчы. Гэта ці непераможны волат, які абараняе свой народ, ці проста чалавек, які перамагае зло розумам, мудрасцю і знаходлівасцю. У любым выпадку станоўчага героя адрозніваюць розум, прыгажосць, умелыя рукі, альбо добрае чараўніцтва, а адмоўнага зло, пачварнасць і падступнасць. Таму дзеці любяць казачных герояў, вераць ім і пераносяць гэтую веру і любоў са свету казачнага ў свет рэальны.

Дзякуючы казцы, дзеці пачынаюць ўсведамляць найгалоўнейшыя ісціны чалавечага жыцця. Казка дапамагае фармаваць асновы маральнасці, маралі, па законах якой ім трэба будзе жыць. Тая самая простая, найпростая казка, якую мы, стаўшы дарослымі, пачынаем лічыць дзіцячай забавай.

Чытайце з дзецьмі як мага больш, а галоўнае пагаварыце, пра што прачыталі!

 

МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА І ТВОРЫ ФАЛЬКЛОРУ

Прапанаваныя для чытання дзецям ад трох да чатырох гадоў

Беларускія народныя песенкі і пацешкі твораў беларускіх пісьменнікаў

У. Юрэвіч. "Бярозчыны валёнкі"; А. Кобец-Філімонава. "Сем мастакоў"; Я. Брыль. "Жыў-Быў вожык".

Беларускія народныя казкі

“Курачка-Рабка”, “Былінка і верабей”, “Зайкава хатка”, “Каза-манюка”, “Пчала і муха”, “Муха-пяюха”, “Коцік, пеўнік і лісіца”.

Творы беларускіх паэтаў

Т. Кляшторная “Ветлівыя словы”, “Шпак”, “Дожджык”, “Паўцякалі цацкі”, “Не сквапная”; В. Рабкевіч “Едзе восень”; С. Сокалаў-Воюш “Блакіт нябёс”, “Алоўкі”, “Елка”; А. Дзеружынскі “Пралеска”; А. Прохараў. “За адвагу”; Я. Колас ”Сонца грэе, прыпякае”, “Храбры певень”; Я. Купала “Лістапад”; Я. Журба “Першыя сняжынкі”, “Дзед Мароз”; З. Бядуля “Мае забавы”; М. Хведаровіч “Свеціць, як сонца, ад самай калыскі”; Л. Пранчак “Завіруха”; Э. Агняцвет “Маме”; А. Бадак “Мышка”, “Беларусачка”; С. Грахоўскі “Сонечная сцежка”; А. Грачанікаў “Сон”; Л. Рашкоўскі “Я хачу салдатам стаць”; К. Цвірка “Коцікі”; В. Лукша “Вясёлка”.

 

Подготовила  Ладутько Л.К.

свернуть

Журнал для родителей: "Формирование нравственных ценностей в семье"