Проекты и исследования

 

Исследование Маши Мазура "Профессии моей семьи"

Картотека игр и упражнений для формирования у детей проектных умений

Журнал для родителей

Фестиваль исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Я – маленький исследователь»

 ПОЛОЖЕНИЕ

О фестивале исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Я – маленький исследователь»

Фестиваль исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Я – маленький исследователь» ориентирован на содействие развитию у детей навыков исследовательской деятельности и проводится в рамках проектов групп.

Цель фестиваля – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными задачами фестиваля являются:

  • Формирование у детей и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • Содействие совершенствованию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с детьми дошкольного, возраста;
  • Содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • Стимулирование у детей развития интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • Популяризация лучших методических разработок, направленных на стимулирование учебно-исследовательской работы детей дошкольного возраста.

Участниками фестиваля могут быть дети дошкольного возраста из всех групп.

Защита работ проходит как индивидуально, так и в составе творческих коллективов детей и родителей (не более трех человек)

 Для защиты работы на фестивале необходимо отразить:

  1. Актуальность темы исследования и значимость исследования или проектирования для окружающих.
  2. Цель работы и то, какие задачи решал исследователь.
  3. Гипотеза или гипотезы, которые проверялись.
  4. Как проводились исследования (какими методами автор пользовался, какие средства были использованы в работе).
  5. Представляемый материал необходимо хорошо структурировать, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно.
  6. Презентация должна быть наглядной; аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты могут быть очень полезны (хотя и необязательны). Также не будут лишними таблицы, графики, схемы, карты и др.
  7. При подготовке всего этого просим учесть еще одно важное требование — все это должно быть выполнено ребенком вместе со взрослым, не одним взрослым!                                                            

           Требования  к форме представления результатов.

 Формы представления могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто оказывается не так важно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, рисунок, написанный от руки; красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько ребенок погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен говорить о проведенной работе, может ли свободно и уверенно отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

                             

Подведение итогов фестиваля осуществляется во время его проведения членами жюри.

Награждение: каждый участник фестиваля получает диплом фестиваля. Победители и призеры фестиваля награждаются грамотами фестиваля и ценным подарком.

 

Присоединяйтесь!

свернуть

АЛГОРИТМ работы над проектным заданием дома

Уважаемые взрослые!

Прежде, чем начать выполнение детской работы, пожалуйста, познакомьтесь с правилами выступления детей по проекту:

Работу следует выполнять только вместе с ребенком (детьми). Причем организовать процесс ее выполнения надо так, чтобы он оказывал развивающее воздействие.

Ответы на вопросы проектного исследования дают ребенку (детям) возможность вспомнить и осознать проделанную работу: выделить первоначальные цели, задачи и ход деятельности (для чего, что и как делали), проанализировать и обобщить полученные результаты (что из задуманного удалось, что - нет, насколько самостоятельно действовал(и), что узнал(и), чему научился (научились), что изменилось в его (их) жизни, в жизни окружающих благодаря сделанному и т.д.), а также - наметить свои дальнейшие действия.

Кроме того, ответы на вопросы помогут Вам - вместе с ребенком - сориентироваться, где и как лучше представить работу, как наилучшим образом организовать ее представление.

 Рассчитайте время выполнения исследования с ребенком (детьми).

Имейте ввиду, что детям трудно ответить на все вопросы исследования за один раз. Продумайте, как организовать свое время и время ребенка так, чтобы вы могли возвращаться к заполнению дневника проектного исследования неоднократно.

Закончив заполнять карточку (дневник), не забудьте удалить лишний текст (пояснения ее авторов-составителей и т.д.).

Выполненная работа по проектному исследованию должна помочьдругим детям группы понять суть представленной работы (каков ее замысел, цели, задачи, результаты, что и как сделано), а также определить:

  • к тематике какого проекта относится детская работа;
  • детям какого возраста адресовано представление данной работы;
  • что представляет собой детская работа - поделку, реферат, исследование или проект;
  • какие новые знания смогут получить и/или чему научатся другие дети в ходе представления детской работы;
  • если ваша работа будет представлена на Фестивале, то каким образом планируется организовать общение, активную деятельность его участников;
  • какие призы, подарки (преимущество имеют те из них, которые сделаны своими руками) смогут получить участники Фестиваля в процессе представления данной работы, что они для этого должны сделать;
  • какая помощь со стороны организаторов может понадобиться ребенку (детям) в ходе представления их работы на Фестивале.

 

  • В ходе выступления ребенок рассказывает о своем замысле и его реализации - о целях, задачах проделанной работы, ее содержании, процессе и результатах (а не читает и не проговаривает заученный текст). При этом хорошо, если свой рассказ ребенок сопровождает общением со слушателями (задает им вопросы, побуждает их спрашивать, уточнять получаемую информацию и т.д.), организует (возможно, с помощью взрослого) их активную деятельность (например, предлагает задания, вызывающие интерес слушателей и не требующие большого количества времени для выполнения).

 

  • оно включает краткий рассказ о содержании, процессе и результатах проделанной работы, а также выполнение детьми ее практического фрагмента, связанного, например, с их знакомством со способами исследования (наблюдения, экспериментирования, анализа информации, моделирования и т.д.), с творческими способами продуктивной деятельности, с освоением новых представлений о действительности и способах ее преобразования (в процессе продуктивной деятельности) и т.д.

 

  • Время выступления детей на Фестивале ограничено (заранее согласовывается с ведущими):
свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, участвующих в проекте

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

* желание самого ребёнка;

* благоприятная среда;

* грамотный доброжелательный помощник-взрослый (воспитатель, родитель).

Участие в проектной и исследовательской деятельности  – сложный труд и для ребёнка, и для родителя. Исследование или проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя - знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими–такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

Право свободного выбора источника информации предоставляется

ребёнку!

Выполнение проектной или исследовательской работы предусматривает несколько последовательных этапов:

Выбор темы исследования или проекта.

Выдвижение первоначальных идей.

Выбор лучшей идеи.

Планирование исследовательской или проектной

деятельности.

Оценка и самооценка исследования или проекта.

Презентация проекта

Как работать с ребенком: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбцы или помочь ребенку зарисовать;

помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор;

от родителя может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта;

помочь спланировать работу с учётом занятости ребёнка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания ребёнка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы;

обсудить, что может сделать сам ребёнок, без Вашей помощи;

помочь найти возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой;

помочь ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помочь сориентироваться в книжных магазинах при поиске источников дополнительной информации по теме проекта или исследования. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент,

интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

По результатам выполнения работы готовится публичная презентация. На этом этапе желательно помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребёнка перед выступлением.

Правила для родителей

1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, в стремлении решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

2. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Постарайтесь ответить на все их вопросы.

3. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

4. Меньше наставлений, прямых инструкций.

5. Поддерживайте инициативу.

6. Выделите время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

7. Будьте терпеливы.

8. Постарайтесь поддержать, если что-то не получается.

9. Учите доводить дело до конца.

 Общие требования

Темой работы может стать любая актуальная проблема, заинтересовавшая ребенка.

На защите исследования, проекта работу представляет ребенок.

Родители, воспитатели, консультанты могут помогать в защите работы.

Критерии оценки:

Способность видеть проблемы, оригинальность замысла, понимание нового смысла в уже известном (знании, информации, продукте).

Получение нового продукта.

Умение следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь.

На презентацию работы отводится 5 минут.

При этом оценивается:

-умение представлять работу;

-умение отвечать на вопросы;

-умение отстаивать свою точку зрения.

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности – Ладутько Лилия Константиновна

свернуть

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

 

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности –

Ладутько Лилия Константиновна

свернуть