Основы безопасности жизнедеятельности

МЧС - родителям и педагогам

         Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.  Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей.  Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Как научить ребенка безопасности?

         Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей  - игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки  или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя»   нужно объяснять почему.

         Школьникам постарше – моделировать  путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если... Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.

         Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярноКак научить безопасности ребенка

         Маленький ребенок остался один без присмотра. На 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Спасателям из практики известны случаи, когда мама выходила во двор развесить белье, и этих нескольких минут было достаточно,  чтоб  ребенок поджёг полметра пола и получил смертельную дозу угарного газа. Статистика говорит о том, что возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда малыш ещё не понимает всех последствий.

         Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут научить малышей, как себя вести. Для начала нужно помнить, что маленькие дети, если что-то произошло или они стали виновниками огня, чаще всего пугаются и прячутся. Они боятся рассказать взрослым, что набедокурили.  Не умея действовать и не понимая опасности дыма,  малыши спасаются от огня под кроватями, в шкафах.

         В первую очередь объясните детям, что игры со спичками, печкой, розетками  могут привести к пожару, который сделает больно.  Лучшая форма подачи информации для них – это игра. Поиграйте с ним в «Что делаем если?..»  Не привлекая лишнего внимания к самим шалостям, потренируйте ребенка в первую очередь сообщать  взрослым и  покидать помещение, где что-то случилось. Не читайте ребенку нотаций. Просто беседуйте с ним, приводите примеры и проигрывайте различные ситуации. Знайте, что запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя,  поэтому говорить о безопасности с детьми нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. При общении избегайте  употребления отрицательной частицы «не». Обсуждайте с ребенком происходящие ситуации – на улице, в домашней обстановке, по дороге в детский сад. Комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе и кто поступает неправильно. Периодически возвращайтесь к этим темам. Даже взрослому человеку рекомендуют повторение каждые полгода. 

         Лучший способ научить детей правилам пожарной безопасности – собственный пример. Если папа говорит, что нельзя играть со спичками, но при этом сам чиркает зажигалкой или бросает окурки, то эффекта вряд ли можно добиться. Если мама говорит не топить печь открытой, но сама  забывает закрыть дверцы топочного отверстия – ребенок запомнит действие.  Лучший способ сделать жизнь детей безопасной – самим правильно пользоваться электроприборами, печным отоплением, быть осторожными с огнем и этому учить детей.  Кроме того, не оставляйте в доступности для малышей спички, зажигалки, другие опасные предметы. 

         Уважаемые родители! Мамы-папы, бабушки-дедушки, старшие братья и сестры! Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предупреждают: не оставляйте маленьких детей дома одних.

Источник: http://mchs.gov.by/rus/main/propaganda/parents

свернуть

ПАМЯТКА О СОБЛЮДЕНИИ НАСЕЛЕНИЕМ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

 

С наступлением холодов начинается активное использование населением электротехнических и теплогенерирующих устройств.   Традиционно в данный период времени основное количество пожаров происходит по электротехническим причинам, и по причинам связанным с неправильным устройством или эксплуатацией теплогенерирующих устройств печей и дымоходов.

Требованиями пожарной безопасности установлены определенные правила при устройстве и эксплуатации электротехнических и теплогенерирующих устройств, соблюдение которых позволит максимально обезопасить себя от риска возникновения пожара.

 Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования.

При эксплуатации электрических приборов запрещается:

- использовать приемники электрической энергии (электроприборы) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

- устанавливать самодельные вставки «жучки» при перегорании плавкой вставки предохранителей, это приводит к перегреву всей электропроводки, короткому замыканию и возникновению пожара;

- окрашивать краской или заклеивать открытую электропроводку обоями;

- пользоваться поврежденными выключателями, розетками, патронами;

- закрывать электрические лампочки абажурами из горючих материалов.

- использование электронагревательных приборов при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией

Недопустимо включение нескольких электрических приборов большой мощности в одну розетку, во избежание перегрузок, большого переходного сопротивления и перегрева электропроводки.

Частой причиной пожаров является воспламенение горючих материалов, находящихся вблизи от включенных и оставленных без присмотра электронагревательных приборов (электрические плиты, кипятильники, камины, утюги, грелки и т.д.).

Включенные электронагревательные приборы должны быть установлены на негорючие теплоизоляционные подставки.

Для предупреждения высыхания и повреждения изоляции проводов запрещается прокладка их по нагревающимся поверхностям (печи, дымоходы, батареи отопления и т.д.).

Перед уходом из дома на длительное время, нужно проверить и убедиться, что все электронагревательные и осветительные приборы отключены.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования.

Газовое оборудование, находящееся в доме, должно находиться в исправном состоянии, и соответствовать техническим требованиям по его эксплуатации.

При эксплуатации газового оборудования запрещается:

- пользоваться газовыми приборами малолетним детям и лицам, незнакомым с порядком его безопасной эксплуатации;

- открывать газовые краны, пока не зажжена спичка или не включен ручной запальник;

- сушить белье над газовой плитой, оно может загореться.

При появлении в доме запаха газа, запрещается использование электроприборов находящихся в доме, включение электроосвещения. Выключите все газовые приборы, перекройте краны, проветрите все помещения, включая подвалы. Проверьте, плотно ли закрыты все краны газовых приборов. Если запах газа не исчезает, или, исчезнув при проветривании, появляется вновь, необходимо вызвать аварийную газовую службу.

 Печное отопление.

Печи, находящиеся в доме, должны быть в исправном состоянии и безопасны в пожарном отношении.

Нужно помнить, что пожар может возникнуть в результате воздействия огня и искр через трещины и неплотности в кладке печей и дымовых каналов. В связи с этим, необходимо периодически тщательно осматривать печи и дымовые трубы, устранять обнаруженные неисправности, при необходимости производить ремонт. Отложения сажи удаляют, и белят все элементы печи, побелка позволяет своевременно обнаружить трещины и прогары.

При эксплуатации печей следует выполнять следующие требования:

- перед топкой должен быть прибит предтопочный лист, из стали размером 50х70 см и толщиной не менее 2 мм, предохраняющий от возгорания случайно выпавших искр;

- запрещается растапливать печи бензином, керосином и другими ЛВЖ, так как при мгновенной вспышке горючего может произойти взрыв или выброс пламени;

- располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

- недопустимо топить печи с открытыми дверцами;

- зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть пролиты водой, и удалены в специально отведенное для них безопасное место;

- дымовые трубы над сгораемыми крышами должны иметь искроуловители (металлические сетки);

- запрещается сушить на печи вещи и сырые дрова. Следите за тем, чтобы мебель, занавески находились не менее чем в полуметре от массива топящейся печи;

- очищают дымоходы от сажи, как правило, перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца во время отопительного сезона;

- в местах, где сгораемые и трудно сгораемые конструкции зданий (стены, перегородки, перекрытия, балки) примыкают к печам и дымоходным трубам, необходимо предусмотреть разделку из несгораемых материалов.

Пожары от детской шалости с огнем возникают тогда, когда дети оставлены без присмотра и предоставлены сами себе. Чаще всего дети погибают в результате пожаров, виновниками которых зачастую они сами и являются.

Нужно разъяснять детям правила пожарной безопасности, что игра со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями ведет к пожару, что  осторожность обращения с огнем нужно проявлять не только дома, но и во дворе, в поле и в лесу.

Не поручайте детям присматривать за включенными электрическими и газовыми приборами, а также за топящимися печами. Не разрешайте им самостоятельно включать электрические и газовые приборы.

Не допускайте хранения спичек, зажигалок, керосина, бензина и т.д. в доступных для детей местах.

Не оставляйте детей без присмотра.

Действия в случае возникновения пожара.

Помните, что самое страшное при пожаре - растерянность и паника. Уходят драгоценные минуты, когда огонь и дым оставляют всё меньше шансов выбраться в безопасное место. Вот почему каждый должен знать, что необходимо делать при возникновении пожара.

При возникновении пожара немедленно сообщите об этом в пожарную охрану по телефону «101» или «112».

При сообщении в пожарную охрану о пожаре необходимо указать:

- кратко и чётко обрисовать событие - что горит (квартира, чердак, подвал, индивидуальный дом или иное) и по возможности приблизительную площадь пожара;

- назвать адрес (населённый пункт, название улицы, номер дома, квартиры);

- назвать свою фамилию, номер телефона;

- есть ли угроза жизни людей, животных, а также соседним зданиям и строениям;

- если у Вас нет доступа к телефону и нет возможности покинуть помещение, откройте окно и криками привлеките внимание прохожих.

Постарайтесь принять меры по спасению людей, животных, материальных ценностей. Постарайтесь оповестить о пожаре жителей населенного пункта.

Делать это надо быстро и спокойно. В первую очередь спасают детей, помня при этом, что они чаще всего, испугавшись, стараются спрятаться под кровать, под стол, в шкаф. Из задымленного помещения надо выходить, пригнувшись, стремясь держать голову ближе к полу, т.к. дым легче воздуха, он поднимается вверх, и внизу его гораздо меньше. Передвигаясь в сильно задымленном помещении нужно придерживаться стен. Ориентироваться можно по расположению окон, дверей.

Помните:

- дым при пожаре значительно опаснее пламени и большинство людей погибает не от огня, а от удушья;

- при эвакуации через зону задымления необходимо дышать через мокрый носовой платок или мокрую ткань.

После спасения людей можно приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители), в том числе подручными (одеяло, вода, песок, и т. д.) и эвакуации имущества.

Категорически запрещается - бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если вы не справились с загоранием на ранней стадии его развития.

В случае невозможности потушить пожар собственными силами, принять меры по ограничению распространения пожара на соседние помещения, здания и сооружения, горючие вещества. С этой целью двери горящих помещений закрывают для предотвращения доступа кислорода в зону горения.

По прибытии пожарной техники необходимо встретить ее и указать место пожара.

 

Помните!

Соблюдение мер пожарной безопасности – это залог вашего благополучия, сохранности вашей жизни и жизни ваших близких!

Пожар легче предупредить, чем потушить!

свернуть

Консультация для родителей: «Оставление детей в опасности»

     «За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте! Согласно п. 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.      п.3 Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни и здоровья состояние – наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишения свободы до трех лет.      Ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии. Однако все мы практически понимаем, что чрезмерно опекаемый ребенок вырастит беспомощным и практически не способным к самостоятельной жизни. В ребенке необходимо воспитывать культуру безопасности и давать информацию об опасных ситуациях. Маленький ребенок практически не испытывает страха, он любопытен, наивен, доверчив. Эти качества ему нужны для того, чтобы познавать окружающий мир. Но эти, же качества смогли бы сыграть плохую роль для ребенка, оставшегося без надзора взрослых. И лишь привитые ребенку понятия о том, что можно и нельзя, позволяет ему постепенно отделятся и отделятся от взрослых.      Для того, чтобы, научить ребенка безопасному поведению, нужно, чтобы в определенных ситуациях у ребенка возникал страх. Чувство страха выполнит очень важную функцию в самосохранении. Ваша задача – не запугивать ребенка, а дать информацию о возможных опасностях, объяснить и обучить алгоритму поведения в опасных ситуациях. Детям нужно постоянно, почти ежедневно напоминать об окружающих опасностях (как бытовых, так и тех, которые могут их подстерегать при общении с незнакомыми людьми). Ведь осторожность при обращении с определенными предметами, настороженность при контакте с незнакомыми людьми, качества не врожденные, они приобретаются в процессе воспитания. До 3-х лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых. Опасным для него, как правило, является родной дом, а именно бытовые приборы. Но ребенок в этом возрасте не уйдет из поля зрения родителей. Ведь он еще очень зависим и все еще беззащитен, и боится остаться один. К 4-м годам дети, как правило, ведут себя достаточно разумно. Они уже знакомы со всеми потенциально опасными предметами и ситуациями в доме, благодаря рассказам родителей, а то и испытав на собственном опыте. Но, это не значит, что взрослые могут расслабиться! Ребенок, подражая взрослым, будет пробовать пользоваться маминой косметикой, папиной дрелью или съесть упаковку бабушкиных таблеток. Вывод: четырех-пяти и даже шестилетки нуждаются в постоянном напоминании, чего нельзя делать, что нужно делать с осторожностью, и повторении пройденного материала, как в теории, так и на практике под наблюдением взрослых. Нежелательно ограничивать познавательный интерес ребенка. Его необходимо вовремя познакомить с ножницами, вилками, иголками и гвоздями. Лучше если это знакомство пройдет под вашим наблюдением. Позвольте малышу разрезать яблоко, вбить гвоздь, вдеть нитку в иголку, вырезать фигурку из бумаги, сначала показав, как это делается, потом помогая ребенку, дать сделать все самому. Необходимым условием для манипуляций с данными предметами должна стать полная сосредоточенность на выполняемом действии, как только ваше внимание ослабевает, забирайте у него колюще-режущие предметы до следующего раза. Помните, если малыш доберется до них в ваше отсутствие, он сможет использовать эти предметы не по назначению. Предупредите его об опасности!

свернуть

Дети и огонь.

На сегодняшний день по Республике Беларусь  произошло более 1870 пожаров,  огонь унес 295 жизней, но самое страшное когда в огне погибают дети  - 12 маленьких жизней не пощадил огонь. Но как показывает статистика, основной причиной детской гибели, является беспечность взрослых, а именно, оставление их без присмотра. Количество пожаров с гибелью детей  особенно увеличивается во время школьных каникул, когда дети зачастую предоставлены сами себе.

С самого маленького возраста мы, взрослые, учим детей простой истине: «Спички не тронь, в спичках огонь!». Но как, оказывается, выучить правило безопасности – это всего лишь  полдела. Гораздо труднее научиться применять их в жизни. Ведь опасность может выглядеть не так, как рассказывали в школе или дома. А для того, чтобы решение принимать правильно,  надо многое знать. От знаний правил безопасности, и умения их применять напрямую зависит жизнь и здоровье каждого ребенка.

Предвидеть опасность  – первое правило безопасного поведения.

Дети должны четко знать то, чего при пожаре делать нельзя:

Рисковать своей жизнью, спасая имущество;

тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;

прятаться в шкафах, кладовых, под кроватями и т.д;

открывать окна и двери – это увеличивает тягу и усиливает горение;

пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен, влажная ткань не защищает от угарного газа);

спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам,  с помощью веревок и простыней, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение всегда неизбежно;

выпрыгивать из окон (прыжок может оказаться смертельным);

нельзя снимать предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего. Место ожога необходимо сразу поместить под струю холодной воды.

  Уважаемые взрослые, убедительная просьба, во избежании несчастных случаев, не оставляйте детей одних без присмотра!

  

 

 Нет пожара -  нет горестных последствий!

 

     На сегодняшний день по Республике Беларусь  произошло более 1870 пожаров,  огонь унес 295 жизней, но самое страшное когда в огне погибают дети  - 12 маленьких жизней не пощадил огонь. Основными причинами пожаров являются: курение в нетрезвом состоянии ведь    95 % гибели людей на пожаре  происходит именно по этой причине, детская шалость с огнем, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

Как исключить вероятность возникновения чрезвычайной ситуации от электропроводки?

Во - первых, не пользоваться ветхой электрической проводкой с поврежденной изоляцией.  Во - вторых,  не прибивать ее гвоздями, не закрашивать  краской и не заклеивать  обоями. Постоянно следить за исправностью электропроводки. Для внутренней  прокладки использовать металлорукав.  Используйте только стандартные предохранители и не перегружайте электрическую сеть. Следите за исправностью розеток, не завешивайте их коврами и не загромождайте их мебелью.

Не используйте электрические приборы, имеющие неисправности.  Это касается не только электрических обогревательных приборов, но и  всей  бытовой техники.

Какие электрообогреватели наиболее надежны в своей работе?

Надежны и безопасны электрообогревательные приборы заводского изготовления, будь то масляные электрообогреватели или тепловентиляторы, но при условии четкого следования инструкции изготовителя по безопасной эксплуатации.

Кстати, обогреватели с открытой спиралью являются чрезвычайно опасными, именно из-за них происходит наиболее чаще пожары. Их работа требует повышенного внимания и дополнительных мер предосторожности.  

Анализ пожаров последних лет показывает, что беда приходит к людям  в ночное время суток. Как контролировать пожароопасную ситуацию ночью? 

Известно, дым содержит множество отравляющих веществ. А для  спящего человека в  условиях возгорания это уже смертельно опасно.

И здесь возникает проблема  обнаружения огня на  ранней стадии. Изменить ситуацию в корне может  установка автономных пожарных извещателей.  При сработке прибор подает громкий высокотональный  звуковой сигнал и оповещает жильцов, которые сами могут принять меры личной безопасности.

          Главное условие безопасной жизнедеятельности, как в пределах жилища, и вообще – ответственность каждого из нас за жизнь собственную и окружающих, культура безопасности в быту и просвещенность. 

 

Начальник Фрунзенского РОЧС             А.А.Черноусик

 

 

свернуть

Кухня - самое опасное место в доме

 Плита на кухне

Поверните ручки всех сковородок к задней стенке плиты.

Включайте свет в плите при включении и внушите ребенку: включенный свет означает, что трогать руками нельзя. Держите свет включенным, пока плита не остынет.

Снимите ручки на плите, если сможете, или заблокируйте их клейкой лентой, чтобы ребенок не мог самостоятельно повернуть их.

Поставьте стул с высокой спинкой к плите и дайте ребенку возможность посмотреть, что на ней происходит, стоя на этом стуле на коленях. Спинка стула послужит преградой между плитой и ребенком. (Вы, разумеется, при этом присутствуете.)

Пусть ребенок помешает еду на плите деревянной ложкой с длинным черенком: дерево не передает тепла.

Готовя еду при детях, всегда пользуйтесь таймером. Дети отвлекают, и вы можете забыть что-то, а в результате еда подгорит или возникнет пожар.

 

На кухне

Прячьте шнуры от кухонных приборов, чтобы ребенок не мог стянуть их со стола, опрокинув на себя.

Установите защелкивающиеся замки на ящиках и шкафах. В скобяных лавках вам предложат несколько разновидностей. В некоторых комодах можно продернуть метровый прут, приделав кольца от ванной занавески к ящикам. Это поможет на несколько месяцев.

Или заприте ящик с помощью веревки, шнура или даже собачьего ошейника.

Воспользуйтесь мокрым бумажным полотенцем, чтобы собрать мелкие осколки разбитого стекла, которые не сметаются щеткой, чтобы ползающий ребенок не повредил себе ладони или колени.

Вместо стаканов и фарфоровых чашек давайте ребенку пластиковые или бумажные стаканчики, которые не разбиваются. Храните их в шкафу, а не в ящике, чтобы ребенок мог, пододвинув стул, дотянуться до них.

Прикрепите к стенке холодильника держатель для бумажного стаканчика, чтобы ребенок не брал все время новые.

Все чистящие средства из-под раковины, где они доступны для ребенка, следует убрать под замок (положите вместо них пластиковые бутылки и банки и сковородки, с которыми ребенку можно поиграть). На крышках банок с опасными средствами сделайте яркую пометку красным лаком для ногтей и внушите детям: красный цвет означает опасность.

Помните, что ребенок может попробовать воду со средством для мытья посуды из суповой тарелки, поэтому наливайте средство, только приступая к мытью посуды.

Чтобы ребенку не отдавило пальцы на ноге, когда он вытягивает что-то из кухонного ящика, пусть он ходит у вас в обуви.

Не пользуйтесь скатертью до тех пор, пока ваш ребенок не пройдет той стадии, на которой он может ее стянуть.

Дверцами шкафчиков и выдвижными ящиками малыш может прищемить пальцы, поэтому позаботьтесь о магнитных фиксаторах или замочках. Можно завязать ручки шкафчиков, чтобы малыш не мог их открыть. Опасные кухонные принадлежности (ножницы, ножи и др.) уберите подальше, углы мебели сгладьте специальными насадками или кусочками поролона. Главная опасность на кухне - плита (можно обжечься и обвариться). Старайтесь готовить по возможности на дальних конфорках, поворачивая ручки кастрюль и сковородок в сторону стены. Поставьте на дверцу духовки специальный фиксатор, а на плиту специальную заслонку.

Живой интерес вызывает у малыша холодильник. И тут его подстерегают опасности: стеклянные бутылки могут упасть и разбиться, на глаза могут попасться запрещенные для детей продукты (например, алкоголь) и, наконец, ребенок может изнутри закрыться. Меры предосторожности: стеклянные банки и бутылки ставить на верхние полки, все емкости плотно закрывать, лекарства спрятать подальше, а дверца холодильника должна легко открываться.

Телефон тоже может стать причиной несчастья. Малыш может упасть, зацепившись ногой за телефонный шнур, запутаться в телефонном проводе, обмотать его вокруг шеи, телефон может, наконец, упасть на малыша. Зафиксируйте шнур и сам телефон. Не стоит поощрять игры детей с настоящим телефоном, подарите ему игрушечный. Телефонные номера "неотложки" и прочих служб спасения всегда должны быть под рукой.

Сидя за столом, ребенок может опрокинуть на себя посуду, столовые приборы, горячие блюда, об углы и края стола легко ушибиться, высокий стульчик может опрокинуться в сторону горячей плиты, стола, холодильника. Чтобы этого не случилось, не пользуйтесь скатертью, не ставьте детский стульчик слишком близко к столу, чтобы малыш не мог упереться в него ножками и, оттолкнувшись, упасть, удвойте внимание, если на столе горячие напитки. Чайник с кипятком и кастрюлю с супом на стол нельзя ставить.

Маленькие дети все берут в рот, поэтому пол надо содержать в чистоте. Он не должен быть скользким, что может спровоцировать падение. Опасны половички и коврики, т.к. на гладком полу они легко превращаются в санки. Чистящие средства, косметика, лекарства, алкогольные напитки, острые соусы, уксус, приправы, специи, спички и зажигалки должны быть убраны подальше от детей. Кухонные электроприборы после использования сразу надо отсоединять от сети и убирать, чтобы ребенок не мог их включить. Полиэтиленовые пакеты держать под строгим контролем - дети часто надевают их себе на голову, в результате чего могут задохнуться. Шкаф, где стоит помойное ведро, лучше держать плотно закрытым.

 

 

Из справочника "Как защитить свой дом", 2001 г., НТС "Стройинформ"

свернуть

Безопасность детей на городских улицах

Консультация для родителей

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.

 Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Не которая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

 Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.

 Итак, уроки для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении вместе.

Часть первая  "Вы ребенок и автомобиль"

Урок первый

 Семья трогает в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие большие непоседы. И вот ребенок уже стоит на сиденье, весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идиллия - полная. Умиляются все и родители и водитель следующей сзади машины. Последний умиляются до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но: вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем упал в проем между передними сиденьями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. Тоже самое может произойти и более прозаической ситуации - при резком торможении автомобиля.

 Салон автомобиля не безопасный детский манеж, а заднее сиденье - широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть, ели нет специального кресла, то рядом с взрослым.

Урок второй

 Как правило, ребенок стремится первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем же сиденье размещаются взрослые, они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых зарубежных автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с "законом подлости" дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность есть всегда, учитывая "шаловливые" ручки и не слишком надежные механизмы замок отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины, а выскочит из своей двери - в сторону дороги:

 Никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплоть к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части!

 

Урок третий

 Ребенок достиг возраста, когда его можно перевозить на переднем сиденье автомобиля. Естественно, он стремится занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда-то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнями без регулировки.)

 Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстродвижущего автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.

 Да и вообще, не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобили в случае столкновения. И еще, даже из-под правильно отрегулированного ремня ребенка при столкновении может просто выскользнуть.

Часть вторая "Вы, ребенок и общественный транспорт"

Урок четвертый

 К стоящему на остановке автобусу бегут люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны - поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок. Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку - вы трижды неправы. Вместе вы можете попасть под колеса - это раз. Вы можете, поскользнувшись упасть и уронить ребенка - это два. И самое главное - вы создаете ребенку "страшную" стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке.

 Не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное над ребенком.

Урок пятый

 Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери, не остановившейся машины. Могут и под колеса затолкать, и по "борту размазать", и в салон внести, не "считая ступенек". Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?!

 Если это возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус не последний, а физическое и психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания.

 Основная идея вышесказанного выходит за рамки этих шести конкретных случаев. Но если вы сопровождаете своего ребенка по городским улицам пешком или на автомобиле, поступайте так, чтобы ваши действия наглядно демонстрировали ребенку и вашу заботу о его безопасности, и прав ильные приемы самостоятельного поведения в самых различных ситуациях.

свернуть

Памятка основных правил электробезопасности и меры по предупреждению электротравматизма среди детей.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ влезать на опоры воздушных линий электропередач, на крыши вагонов, домов и строений, где близко проходят электрические провода, разбивать лампы, изоляторы, запускать бумажного змея вблизи провода, играть под воздушными линиями, а также проникать в трансформаторные подстанции или за ограду электрических подстанций и трансформаторов, открывать дверцы распределительных щитов и других электрических устройств в подъездах, подвалах, на чердаках.

ЗАПОМНИТЕ, что не на всех опорах и электроустановках имеются плакаты, однако их отсутствие не означает, что электроустановки находятся без напряжения. Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8 м к лежащему на земле оборванному проводу линии электропередачи.

Обнаружив открытые двери на энергообъекты, оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, предупредить всех об опасности приближения и немедленно сообщить о замеченном повреждении взрослым или в электросети.

Следует запомнить:

- нельзя включать в сеть и пользоваться на открытом воздухе стиральными машинами, радиоприемниками, магнитофонами и другими электроприборами, т.к. земля - хороший проводник электричества и при каких-либо неисправностях прибора человек может оказаться под действием электрического тока;

- не разрешается применять электрические провода всех видов, а также проволоку вместо веревки для сушки белья, т.к. на провод или проволоку может случайно попасть напряжение (например, от неисправностей воздушной линии);

- нельзя что-либо вешать на электропроводку, закрашивать и забеливать шнуры и провода, заклеивать проводку бумагой, обоями, закреплять провода гвоздями - это может привести к нарушению изоляции проводов и поражению электрическим током;

- нельзя пользоваться электрическим прибором, если повреждена, оголена изоляция электрического шнура или электропроводки;

- не допускается прикосновение или перехлестывание электрических проводов с телефонными и радиотрансляционными проводами радио- и теле антеннами, ветками деревьев и кровлями строений;

       - нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми корпусами и крышками;

- во всех случаях категорически запрещается производить под напряжением какие-либо работы: замену электроламп, ремонт выключателей, розеток, звонков, электроплиток, электропроводки и электроприборов;

 - не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы, не устанавливайте их вблизи легковоспламеняющихся предметов - столов, скатертей, штор, занавесок;

- опасно для жизни человека переставлять холодильники, стиральные машины, торшеры, телевизоры без отключения их от сети;

- запрещается использовать металлические детали отопительных систем для заземления металлических корпусов электрооборудования, т.к. в случае ремонта системы (или по другим причинам) часть батарей отопления может оказаться под напряжением.

Никогда не забывайте об особой опасности при прикосновении к осветительной арматуре мокрыми руками.

Будьте внимательны при пользовании электрической энергией и строго соблюдайте правила электробезопасности, где бы вы не находились.

Не подвергайте опасности свою жизнь и требуйте соблюдения мер предосторожности от всех окружающих, а также изучайте правила оказания первой помощи пострадавшему от электротока.

Во всех случаях поражения человека электрическим током необходимо срочно вызвать врача. Нужно правильно действовать при освобождении человека от действия электрического тока. Электрический ток и возникающая электрическая дуга вызывают повреждение организма человека. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает на него сложное воздействие, являющееся совокупностью термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложения крови и плазмы) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон и других органов тканей организма) воздействий.

Попавший под напряжение человек, вследствие наступивших судорог конечностей, не может самостоятельно освободиться от токоведущих частей, находящихся под напряжением.

Необходимо применять самые срочные меры для быстрейшего освобождения человека от действия электрического тока.

Прежде всего, нужно отключить выключатель, вынуть вилку из розетки, вывернуть предохранители, перерубить провод, остро режущим предметом с сухой деревянной ручкой. Если условия не позволяют, необходимо пострадавшего быстро отсоединить (оторвать) от токоведущих частей, взяв его за края одежды, если она сухая, не прикасаясь к телу пострадавшего. При этом руку следует обмотать сухой материей, используя шапку, шарф, пиджак.

Освобождать пострадавшего от действия электрического тока нужно осмотрительно, так как оказывающий помощь сам может попасть под напряжение.

После освобождения пострадавшего ему надо немедленно оказать первую доврачебную помощь и вызвать скорую помощь.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ!!!!!

свернуть